20 октября 2013 г.

Первые впечатления о Беларуси

В прошлую пятницу около одиннадцати часов вечера мы прибыли в Минский национальный аэропорт (или, по-белорусски, нацыянальны аэрапорт), который встретил меня и Лили... ремонтом (потом оказалось, что Беларусь готовится достойно принять чемпионат мира по хоккею, который должен состоятся в стране в следующем году на высшем уровне - по требованию переизбранного уже на четвёртый срок подряд президента Александра Лукашенко, обвиняемого в повсеместных фальсификациях выборов и массовых нарушениях прав человека).
Минский национальный аэропорт, или Минск-2 (первый в черте города уже застраивают), код MSQ

По приезду в Беларусь мы с супругой оказались почти без карманных денег. Мы помнили, что заплатили 50 евро всего за третью сумку в багаже в конце мая на рейсе "МАУ" на Донецк с пересадкой в Киеве, позволившей даже побывать в столице и дать интервью информационному 5-му каналу о магистратуре по правам человека и демократизации в странах Восточного Партнёрства. Но на этот раз из-за купленного организаторами учебной программы билетов на рейсы разными авиакомпаниями - сначала "Трансаэро" из Донецка в Москву, а потом "Белавиа" в Минск (у первых раздел code-share на официальном сайте был пуст) мы платили за перевес из расчёта 5 долларов за килограмм, а просто варварский курс обмена в аэропорту Домодедово под Москвой просто обобрал наши кошельки. Я больше никогда не буду летать такими авиакомпаниями и в особенности через Домодедово. Уже потом мы узнали, что есть рейсы через другой аэропорт российской столицы - Шереметьево и воспользовавшись сайтом skyscanner.net одному можно иметь при себе 46 килограмм! Из этого следует ещё одно правило: даже если вам билеты покупают, лучше всего самим указать, на какие именно рейсы в пределах ценовой политики донора нужно приобрести билеты.

Вообще, пересадка в Домодедово запомнилась только беготнёй через жутко длинные залы с очередями сначала на таможенном контроле так называемого союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, а потом на приёме и сдаче сумок с международных рейсов на внутренний (хотя формально в другую суверенную страну, что странно с правовой точки зрения на понятие о союзе - скорее всего это объединение стран носит характер конфередации). Но если я спокойно предъявил украинский заграничный паспорт и сказал только одно фразу "в Минск", то у жены-армянки подробно распрашивали, зачем она туда едет и просили зачесать чёлку, чтобы сверить с фотографией.

Впрочем, особенных проблем с пересечением границы мы не ощутили - нам прислали на русском языке приглашения из Белорусского государственного университета (где мы будем учиться в течение третьего семестра) и предупреждали, что, возможно, их нужно будет показать пограничникам вместе с письмом о зачислении в Ереванский государственный университет (присланным мне по почте в августе прошлого года на английском языке). А я, слушая истории некоторых своих товарищей-правозащитников о том, что их повернули назад на границе, мотивировав это секретными списками персон нон-грата в Беларуси. Очевидно, следует ехать через Россию - в союзном государстве единая форма регистрация иностранцев (в течение пяти дней нужно стать на учёт и заплатить небольшую сумму, а украинцы пользуются правом находится в стране без проблем в течение 90 дней в то время как у русских вообще проблем с пересечением границы нет), и спокойно добраться в Беларусь, поскольку паспортный и таможенный контроль упразднены на границах этих стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, стремящихся уже через год организовать Евразийский экономической союз).

Нас встретил местный координатор магистратуры (и наш преподаватель), который через пару минут подогнал к выезду свой автомобиль, в который с трудом уместились все наши вещи, поэтому пришлось занять ещё и место рядом с водителем).

Аэропорт Минск-2 располагается примерно в получасе езды от центра города (без пробок)

По дороге в город нас больше всего интересовал вопрос нашего поселения вместе, но доцент сразу перевёл стрелки на систему общежитий, в котором компьютерная программа не могла поселить вместе парня и девушку, а о том, что мы женаты уже с начала года, администраторы программы из Армении не соизволили сообщить заранее (для парней была выделена всего лишь одна комната на двоих - меня и сокурсника-армянина, т. к. второй украинец предпочёл Erasmus Mundus в странах Вышеградского Соглашения, в частности, Словакии). Ещё один интересный аспект - заселяли в одну комнату (на двух или четырёх людей) не больше двух представителей одной национальности для культурного обмена и во избежание формирования замкнутых сообществ (например, туркменов). Именно поэтому всех армянок не поселили вместе (кроме их четырёх, включая мою жену, к нам должна была присоединиться таджикская студентка со славянскими корнями из Душанбе, а ещё одна сама из Минска).

По дороге нам много рассказывали про те или иные объекты, попадающиеся нам на пути через центр город. Из обязательного к посещению отметили рекомендуемый нам цирк и парк Челюскинцев, на ограде которого экспонировалась необычная выставка картин, в которых вместо написанных маслом персонажей были изображены современные звёзды телевидения или эстрады республики (в частности, победители детского "Евровидения" от страны). Приятно поразило позднее время работы метро и прочего общественного транспорта - автобусов, троллейбусов и трамваев (кстати, местного производства, как и многие другие вещи - от самосвалов до лифтов и холодильников) - до часу ночи.
На выставке "Ожившие картины" было трудно выбрать, что интереснее или что точнее

Также в машине лежала цветная бумажка "Что делать после прибытия" с некоторыми устаревшими адресами, оказавшаяся общей для всех иностранцев (в частности, нам не нужно было самим проходить процесс зачисления, ведь нам уже выслали приглашение как "стажёрам", что, по словам представителей программы, было обусловлено особенностями длительного и дорогостоящего процесса оформления лиц как студентов). На другом распечатанном листочке были приведены контакты как администрации, так и поликлиники, необходимой для профосмотра, а также органов, занимающихся оформлением пребывания иностранных граждан в республике. Не порадовало заявление о том, что для выезда в страны с визовым режимом (в частности, почти вся Европа) необходимо предварительно обратиться в какой-то кабинет на нашем факультете международных отношений, а для поездки в страны с безвизовым режимом (Россия и Украина) можно просто написать заявление. Я искренне надеюсь, что это распространяется только на занятые учёбой дни, а не на выходные, к примеру, когда мы должны быть вольны свободно перемещаться без излишних процедур, попахивающих советским режимом.

Девятиэтажное общежитие для студентов-международников совсем недавно было отремонтировано, поэтому вид комнат был весьма приличным - новая мебель, вместительные шкафы с антресолями, рабочий стол, книжная полка и этажерка для каждого. Из стены торчали провода Ethernet-подключения к сети Интернет, а в коридоре блока находился телефон со списком всех номеров общежития. На потолке мигали детекторы дыма, а над дверью находился динамик внутренней системы оповещений. На первом этаже вахтёрша выдала постельное бельё по списку (с этим всё чинненько и после химчистки, учтено до каждой единицы и проверено в нашем присутствии). В лифте почему-то были перепутаны кнопки второго и пятого этажа (последняя даже лежала на боку). Оказалось, что подобным мелким хулиганством занимались туркмены (я вспомнил, что даже во время общих сборов участников программы обмена студентов в США они всегда предпочитали общаться только с представителями собственной национальности). Это было не единственной культурной странностью многонационального общежития, о чём в своём блоге красочно написала моя жена.
Нас поселили на шестом этаже (хотя формально жену поселили на этаж ниже)

В комнате в блоке парней оставался странный мусор.
Но, пожалуй, самой большой неожиданностью оказалось то, что в блоке на ключ закрывается только общий вход, а не дверь в каждую отдельную комнату (для двоих и четверых). Провожавшая нас вахтерша отметила, что каким-то девушкам отказали в установке собственного замка. На логично последовавший далее наш вопрос о безопасности, в частности, портативной электроники, было сказано, что ноутбуки и смартфоны имеются у всех, но случаи кражи были. Просто чудненько! Неужели мне нужно постоянно таскаться и с лэптопом и с планшетом, чтобы быть уверенным в их сохранности? Если администрация общежития ставит превыше всего безопасность в плане доступа в любую комнату в любое время, то от этого явно проигрывают элементарные моральные устои. Да, а ещё в общежитие нельзя заходить после полуночи - если опоздал, был на концерте или с партнёром, то спи где хочешь.

С проводами тоже что-то не так
Почему-то на пост-советском пространстве принято, что общага (только так я могу отозваться об этом месте) создана для того, чтобы люди мешали друг другу в маленьких комнатах, не имели возможности заняться сексом с любимыми и думали только про то, как снять отдельную комнату или квартиру. По моему убеждению, одной только учёбой человек заниматься не может. А если кто-то скажет мне, что я могут лишь фантазировать на эту тему, то я отправлю их на страницы моего блога, написанные из Америки. В одном блоке на шестом этаже шикарного общежития Университета Миссури-Сент Луис жило четверо парней, но у каждого была своя комната, в которой они были вольны делать что хотят и не беспокоиться по поводу нарушения их личного пространства, коему они доверили вещи, находящиеся в их частной собственности. Конечно, можно принять какие угодно правила и законы, но все они не смогут закрыть глаза прогрессивной общественности на то, что в плане образования США ушли далеко вперёд. Не в первую очередь, благодаря отношению к каждому студенту как личности, а не занимающему определённое койко-место телу.

Теперь интересно посмотреть на учебный корпус и сравнить уровень получаемых знаний в двух посещенных нами университетах-партнёрах по магистратуре по правам человека и демократизации среди стран Восточного Партнёрства ЕС. Учитывая, что найденный администрацией научный руководитель для моей диссертации пока не изъявил желания ответить на моё электронное письмо-приветствие, семестр обещает быть весёленьким.

Общежитие по-белорусски - интернат...
После прибытия в общежитие, где даже дверь в туалет не закрывается изнутри, а в унитазе кто-то насрал и не смыл за собой, а на семейный статус пары студентов всем откровенно наплевать, наши шаги будут следующими:
- найти обменный пункт для наших последних российских рублей;
- поесть и попить нормальной воды;
- договориться с администрацией общежития об оплате только на неделю вперёд (и то после получения стипендии из Еревана);
- донести до ведома представителей магистратуры про нашу неудовлетворенность общежитием;
- начать поиски квартиры самим или совместно с нашим однокурсником из Армении, который тоже хочет приехать на учёбу с женой (но не нашей сокурсницей).

Закончить всё же хочется чем-то приятным: 8 декабря в Минске выступают нерпевзойдённые "Океан Ельзи" - этот концерт ни за что нельзя пропустить, поскольку для моей супруги это будет первое знакомство вживую с группой, на которую она подсела благодаря моему плейлисту (вряд ли билеты на него будут сравниваться со стоимостью входа на концерт Милен Фармер в конце этого месяца).

Этот пост написан сразу после нашего приезда, но отправлен может быть только после того, как некий человек нашаманит в компьютере необходимую конфигурацию (естественно, ночью его не было) или мы найдём сим-карту с Интернетом для купленного мною для ноутбука и перепрошитого планшета универсального модема или разлоченного модема от оператора "Orange" в Армении жены (раньше случилось последнее, после того как мы приобрели по совету вахтёрши популярный среди студентов тариф оператора "life:)" с акцией по увеличенному количеству доступных в сутки мегабайт, а не купились на тариф "Гостевой", предлагаемый иностранцам в салонах "МТС" - как в России и Армении, здесь необходимо предъявлять паспорт даже при покупке номера с предоплаченными платежами).

Комментариев нет:

Отправить комментарий