8 ноября 2013 г.

Учимся думать, или О том, почему лекции Фреда Эйдлина не совсем лекции

Если в прошлый понедельник на утренней встрече с известным профессором Фредом Эйдлином (Fred Eidlin) со студентами и преподователями факультета международных отношений Беларусского государственного университета негде было яблоку упасть, то днём я был лишь одним из двоих молодых человек, пришедших послушать последнюю из цикла лекций ученого.
Лекция в Минске (БГУ) 28 октября 2013 года
Профессор Фред Эйдлин (США, Канада) - заслуженный профессор факультета политических наук в университете Гвелфа (Гвельф, Онтарио, Канада), приглашённый профессор Института международных исследований в Карловом университете (Прага, Чешская республика), адъюнкт-профессор в Чешском земледельческом университете в Праге, приглашённый профессор Европейского колледжа Тартуского университета (Эстония).
Стоит отметить, что для меня он останется человеком, который заставляет задуматься о сути вещей, анализировать их с разных сторон и применять мышление исследователя, а не просто слушать новости и оставаться обывателем.



Присутствие на вечерней встрече лишь двух человек нисколько не смутило ни профессора, ни представительницу факультета, которая даже сказала, что формат встречи можно избрать индивидуально. Нам представилась уникальная возможность не только выбрать тему лекции, а и получить рекомендации по методике научных исследований, но о последнем чуть позже. По иронии судьбы, ни одного представителя Беларуси в аудитории не было - я родом из метущейся между Россией и Европейским союзом Украины, в своё время учился в США, а заинтересовавшись работой в общественных организациях, обратил внимание на проблемы Восточного Партнёрства ЕС, поступив на магистратуру по правам человека и демократизации в Ереванском государственном университете и приехавший в Минск в составе группы студентов, включая мою супругу, для прохождения семестра академической мобильности, а другая девушка приехала из России, а именно Дальнего Востока, который ближе к Китаю, чем к Европе. А вот профессор Фред Эйдлин очень интересовался как раз переходными периодами России, Украины и Беларуси, как преподавая это, так и изучая тему на месте (в частности, организовав учебный визит зарубежных студентов на Лубянку в офис бывшего КГБ вскоре после развала СССР и выступая в последствии с лекциями в пост-советских странах), поэтому его взгляды на место России в новейшем миропорядке казались очень интересными. Однако уважаемый лектор поступил совершенно неожиданно с точки зрения незакомого с ним слушателя: он не озвучивал свои суждения, а задавал нам вопросы, разбор возможных ответов на которые позволял многосторонее рассматривать проблему. Поскольку мы захотели послушать лекцию по-английски (г-н Эйдлин изъясняется и на русском, но с сильным американским акцентом), я приведу свои тезисные наброски на языке оригинала.

Russia in the New Emerging World Order

Soviet Union was a neofederal state (with many Brezhnevs on a local level) not understood in US at first but a partner toward which certain expectations were directed.
Russia after Soviet break up is marked by flawed democracy.
Baltic States & Warsaw Pact (ОВД - Организация Варшавского Договора, см. также Восточный блок) Eastern European countries went to NATO to Russia's surprise (2008 South Ossetian War in Georgia was expected by many other newly independent republics but shocked Russia).
John McCain: "...when I looked at Putin's eyes I saw 3 letters: K G B".

US point of view on Russia and Post-Soviet states:
Russian point of view:

2 essential ways:
  1. Ask NATO for security assistance
    • possible collapse of country and subsequent region instability (will outside forces go after all?)
    • lack of power credibility in the eyes of voters (end to corruption as well?)
  2. Stay as Great Power
    • as there's no choice not as USSR
    • but with interest in former republics with their ethnic population


А после лекции профессор попросил нас рассказать о теме своих диссертаций, чтобы выявить в них основную проблему, без которой невозможно написание интересной работы. Но, поскольку время поджимало, статьи с подсказками для анализа профессор пообещал прислать по электронной почте, после чего я подробно опишу разные методы исследования, применяемые мною при подготовке диссертации по кибернетической безопасности государств.

С избранными работами Фреда Эйдлина можно познакомиться, изучив его профиль в основном англоязычной базе данных научных работ с элементами социлаьной сети Academia.edu, на котором профессор уже "зафолловил" меня, и это даже несмотря на полное отсутствие моих данных. Пора бы уже испробовать этот ресурс, на котором я смогу выложить все свои студенческие работы из уже четырёх университетов, но это будет темой другой заметки, в которой я буду исследовать различные возможности показать свои знания и умения (включая как уже довольно известную, но остающуюся недооценённой русской аудиторией деловую социальную сеть LinkedIn, так и новые стартапы наподобие Accredible и Degreed, которые только набирают обороты, но уже показывают большой потенциал - по крайней мере, мне бы так хотелось, чтобы не считать время на заполнение новых профилей потраченным зря и не искать новых способов построения своего присутствия в сети Интернет, где я не изменяю надёжному Blogger уже шесть лет, но не останавливаю поиски интересных способов быть ближе к другим в разных аспектах).

Комментариев нет:

Отправить комментарий