17 января 2014 г.

Повторение - мать учения, а в эпоху онлайн-курсов - возможность самосовершенствования

На прошлой неделе на сервисе онлайн-образования edX начался курс по публичной речи от Университета Вашингтона (и первый от них на этом сервисе, в то время как на Coursera это учебное заведение известно компьютерными науками). При этом за участие в нём никто не получит даже сертификат. Адептам нового способа самосовершенствования с помощью ведущих мировых учебных заведений подобное может показаться странным, но если задуматься глубже, то курс бесплатно поможет улучшить презентации, которые пригодятся всем в реальной жизни, а это намного более ценные навыки. В онлайн-курсах, по моему убеждению, следует коллекционировать не подтверждения о прохождении, а знания, а ещё в них каждый может принимать участие в силу своего желания или существующих возможностей на данный момент, при этом оставаясь на равными друг с другом - Интернет - это открытый мир, в котором всегда можно встретить специалистов и дилетантов, но только в реальном мире можно понять, насколько освоены и насколько пригодились знания. Поэтому для подготовки к мировым дебатным чемпионатам и создания собственной общественной организации улучшение навыков публичной речи мне явно пригодится.

Ещё по вступительному видео мне понравился ведущий курс чувак (да, здесь я могу назвать преподавателя как угодно), и мне, наверное, будет не хватать живых эмоций настоящего класса в Университете Миссури-Сент Луис, где я проходил подобный курс во время обменной программы как раз 6 лет назад.





В неделю планируется добавление 1 - 1,5 часа видеолекций. В них обещают обзоры как известных речей (это мы уже проходили, и не раз), так и выступлений студентов (что тоже не ново для подобного курса, ведь то, что ново для мира, в США уже преподавали давно). На весь курс рекомендуется уделять от 3 до 5 часов в неделю, включая тесты и задания, среди которых главными будут необходимость подготовить 4 разных типа речей (уже знакомые по моему американскому курсу). Правда, записанные на видео выступления будут оцениваться другими активными студентами, тогда как в пройденном мною классе речи оценивала преподаватель, а оценка мною речи других была ещё одним заданием. Стоит отметить, что в настоящем классе требовалось обязательно выполнить все задания. Хотя не все выполняли их, и некоторых повторно записавшихся на курс студентов в Сент-Луисе преподавательница знала уже в лицо. Но если тогда учащиеся были вынуждены потерять уплаченные за курс деньги частично или полностью (в зависимости от времени после начала семестра), то в бесплатном онлайн-курсе можно со спокойной совестью делать то, что нравится, хочется или на что хватает времени. В большинстве случаев такие курсы предлагаются снова и снова, при этом увеличивается преподавательский опыт и добавляется новый функционал (например, на некоторых курсах Coursera доступны книжки с помощью онлайн-ридера, появляются официальные группы не только в спецсервисах, но и в популярной почти во всем мире социальной сети Facebook, а также уже выпущен официальный клиент для iOS, только вот у меня Android, поэтому жду, когда смогу удобно получать онлайн-образование с помощью своего планшета). Но участие в огромном всемирном эксперименте, коим на данный момент являются открытые онлайн-курсы (MOOC - Massive Online Open Courses), является возможностью посмотреть изнутри на развитие сравнительно нового направления самообразования, получить рекомендации по различных предметам от престижных университетов, а также добавить новые или улучшить старые навыки в своём резюме.

Правда, у edX есть некоторые минусы:
  • совершенно другая структура, если начинать знакомство с онлайн-образования на других сервисах, при этом более похожая на Blackboard - систему управления контентом для образовательных учреждений, когда ссылки на основные элементы приведены в горизонтальном меню вверху (что исключает добавление многих новых, в отличие от вертикального решения Coursera, еще и расположенного в левой части экрана, куда сразу падает взгляд человека), но структурные компоненты расположены в панели слева, у каждого из которых будет своё горизонтальное меню, поэтому можно несколько запутаться в навигации;
  • отображение субтитров лентой справа (как в телепромтере, с текущей строкой выделенной в центре), которая в полноэкранном режиме наезжает на видео (при хорошем знании языка можно в случае необходимости просто наводить мышкой на значок СС - Closed Captioning в увеличенном плеере, но не в полноэкранном);
  • меньшее количество настроек просмотра видео (в некоторых случаях увеличение скорости в 1,5 раза заметно осложняет воспринимание речи, тогда как в Coursera можно настроить 1,25, хотя при сохранении видео на компьютер в VLC Player или Daum Pot Player можно поиграться с 1,1, 1,2 и т. п., найдя оптимальный вариант);
  • многостраничный формат дискуссий под определенными заданиями делает форум разбитым на отдельные подфорумы под теми заданиями в дополнение к отдельному форуму, в котором часто повторяется тематики подфорумов (на Coursera ссылки рядом с видео ведут на обсуждения в общем форуме, где отдельно присутствуют подфорумы для ошибок в материалах и технических неполадок, которыми подобные сервисы пока что изобилуют);
  • недостаточный функционал вики (его функция вообще во многом непонятна на таких сервисах - я видел полноценный опыт использования на Coursera, где для курса по демократическому развитию пользователи создавали странички для разных, преимущественно своих, стран);
  • невозможность экспортировать календарь с ключевыми датами для заданий в сторонние сервисы (в отличие от Coursera, отлично интегрирующей с Google Calendar и отображающей время в часовом поясе, выбранным студентом - главное не забывать его менять при частых путешествиях).
В то же время, что-то его выделяет с положительной стороны:
  • возможность легко поделиться видео, как это я сделал выше (если оригинал загружен на YouTube) - в Coursera, например, нужно заранее скачивать памятные видео, пока доступ к архиву класса открыт определённое время;
  • возможность удобно отследить свой прогресс (хм, даже в курсе, за который не дадут сертификат, не убрали шкалу процентов выполнения заданий и тестов).
Я уделил большое внимание сравнению с сервисом Coursera не только потому, что предпочитаю проходить курсы на нём, а ещё и в связи с тем, что предлагаемый там курс по публичной речи будет вести тот же преподаватель, что и на edX. Как видим, в настоящее время формируется тенденция того, что онлайн-курсы стремятся быть представленными на нескольких платформах (как компании и блоггеры создают профили во всех основных социальных сетях). Но, по моему мнению, это может быть стратегией, по крайней мере, западных университетов по привлечению студентов (как ни стараются это скрыть в курсе, отметив наличие оценок в настоящем классе и попросив студентов рассказать о собственном университете на показательных выступлениях  - конечно, для них всегда честь похвалить альма-матер). Поскольку вступать в дорогие зарубежные университеты за свой счёт я не собираюсь, от Coursera я ожидаю большей организованности в курсе (например, в плане точного времени на выполнение того или иного задания), а также обещанных встреч со студентами с помощью Google Hangouts. Кстати, на месте преподавателя я бы не выбирал их участников заранее - в таком случае получилось бы застать врасплох необходимостью выступить экспромтом (хотя и в настоящем классе всегда можно заранее подготовиться). Ограничения на количество участников видеовстреч не позволяют общаться одновременно более чем с 10 участниками, но и в таком случае каждому досталось бы по 5-6 минут за час. Естественно, оценить только этих студентов преподаватель не может, но его комментарии к речам могут быть отличным примером для остальных, ведь видеовстречи не всегда интересны тем, кто в них не участвует. Остаётся только задаваться вопросом, почему оцененные сотоварищами по курсу эссе могут свидетельствовать об успехе в курсе, а устные выступления - нет. Пока что это больше можно списать на тот факт, что в то время, как текстовые задания просты в исполнении, запись на видео может всё ещё быть помехой для многих в мире (кстати, недавно на Coursera как раз проводили опрос по наличию у пользователей микрофонов и веб-камер). Так что курс действительно становится больше коллекцией лайфхакинга по саморазвитию, которые можно протестировать благодаря сообществу.

Я пока что не знаю, на каком сервисе пройду курс по публичной речи, а в идеале хотел бы и там, и там, выложив для оценок одни и те же собственные видео и сравнив результаты. Также в процессе прохождения курса я хочу повторить курс по публичной речи из Университета Миссури-Сент-Луис, материалы к книге по которому до сих пор доступны онлайн. Среди них для тех, у кого нет книги, могут пригодиться флеш-карточки для повторения термиров (раньше их можно было скачать в виде видео), списки рекомендаций для самопроверки, полезные ссылки (некоторые из которых уже не работают), а также записи выдающихся речей. Конечно, некоторыми ресурсами я бы не стал уже пользоваться, включая сервис для создания опросов (хотя именно им я и пользовался при подготовке материалов для групповой речи). Но, поскольку доступ к нему утерян, вероятно, вместе с закрытием университетского электронного адреса, то я больше доверяю таким современным монстрам, как SurveyMonkey, например. Да и материалы по использованию программы для создания презентация Microsoft Office PowerPoint устарели ещё в то время, когда в вузе повсеместно стояла версия 2007, поэтому преподавательницей была создана отдельная презентация на эту тему, как и к другим темам. Кстати, помимо них, у меня осталось аудиосопровождение некоторых разделов книги с уже доступного всем диска, а также отрывки видео известнейших выступлений мировых лидеров, некоторые из которых я уже рассматривал в блоге (я также планирую выложить их все полностью с указанием времени начала, рекомендованного автором, чтобы наконец-то разобраться с архивом и сделать доступным те его части, которые не нарушают права правообладателей и могут быть полезны всем). Также есть файлы аутлайнов с интересным расширением .out, но я уже не помню, каким софтом его открывать (ноубук у меня уже другой, а книгу с диском сдал обратно в книжный магазин, чтобы сэкономить в Штатах). Так что ожидается небольшая нотка ностальгии и поиск архивных презентаций.

И напоследок: несмотря на то, что на Coursera за курс тоже не будут давать подтверждения о прохождение, всегда остаётся возможность добавить курс на LinkedIn вручную. То, как это можно сделать, можно посмотреть, выбрав редактирование других сертификатов от Coursera. В случае обычного сертификата (имя в котором всё равно легко поменять, изменив оное в профиле) ссылка просто ведёт на страницу с описанием курса (не временный адрес класса с материалами и заданиями). Таким же макаром я добавил себе сертификат за курс Microsoft по цифровым технологиям, поставив ссылку, правда, на английский сайт (ведь для других языков в недопонятой у нас социальной деловой сети есть отдельные профили). Хотя я бы посоветовал этот курс не добавлять, а попросить добавленных в контакты знакомых подтвердить (endorse) ваши умения (skills) по публичной речи (public speaking), написав им, о том, что вы освоили соответственный курс, а в качестве благодарности спросить о том, какие умения они бы хотели выставить напоказ, а также рассказать о том, что курс по публичной речи будет также предлагаться на Coursera.

Комментариев нет:

Отправить комментарий