18 мая 2014 г.

Ночь музеев 2014 в Ереване

В минувшую субботу музеи Еревана, как и многие другие по всей Европе, присоединились к традиционно проводящейся перед Международным днём музеев акции "Ночь музеев". Согласно Википедии, её основной целью является "показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь". Оглядываясь назад, можно сказать, что многие культурные заведения с данной задачей вполне справились. В Армении подобное мероприятие проводилось юбилейный, 10-ый год подряд. В прошлом году из-за работы мне не удалось ничего посетить в такой вечер, в отличие от жены, которая воспользовалась этим для встречи со своей университетской подругой, но на этот раз поход в музеи стал делом семейным и тщательно спланированным. Выбирать было из чего, поскольку в столице страны свои двери публике открыли 40 разных мест. Безусловно, размах предлагаемых программ был разным: от просто бесплатно открытых постоянных экспозиций и кинопоказов до концертов и специальных событий. Правда, определённые ограничения уже накладывала лингвистическая составляющая, поэтому решено было обращать внимание на сильную визуальную часть. Отдельное спасибо Лили за то, что потратила времени на просмотр всей программки на армянском языке и выбор (с моим участием) самого интересного.

Мы тоже очень любим музеи (благо, что в Донецк ночь индустриальной культуры проводится в другое время)

Сначала мы решили отправиться в Центр искусств Гафесчяна, славящийся коллекцией современного искусства. Сам музей был основан в 2009-м году американским бизнесменом и собирателем армянского происхождения Джерардом Левоном Гафесчяном на основе личной коллекции, а расположился он в любимом месте прогулок, где я сделал предложение своей суженой - архитектурном комплексе "Каскад". Вообще, погода в субботу была просто отменная, и множество людей могли видеть под открытым небом разные скульптуры, из которых особенно выделяется возлежащая на животе женщина с сигаретой в руках авторства Фернандо Ботеро. Кстати, в Армении курение в общественных местах до сих пор разрешено, в отличие от Украины, где с этим уже построже.

Охранники ревностно следят за тем, чтобы никто не наступал на цветочный ковёр.
Но нас больше всего интересовала выставка работ австрийского экологического живописца и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера "Регентаг" (по имени отремонтированной им старой лодки) и показ документального фильма о художнике режиссёра Питера Шумони. Показ начался на несколько минут раньше, так что наш приход заранее оправдался. К счастью, большей частью на архивных записях он говорил на английском, а вот Лили повезло и знать немецкий, и видеть армянские субтитры ко всему сказанному, чтобы шептать мне на ушко перевод для полного понимания. Меня поразило, что Хундертвассер, считая кожу первой оболочкой человека, одежду - второй, а стены домов - третьей, предпочитал рисовать свои картины, а также представлять их, полностью нагим. Оказывается, сначала его изображения красочных зданий в виде ромбоподобных спиралей с многочисленными окнами-глазами и куполами-луковками не были востребованы, а после признания художник не успевал выполнять заказы.

Постер к фильму (нем,)
Название выставки в переводе с немецкого означает "дождливый день", но смотрели мы её под солнцем и ожидали образовательную программу по мотивам творчества Хундертвассера (в псевдониме автор объединил понятия "богатый миром" и "сто-вода"). В её рамках мы должны были ближе познакомиться с работами, концепцией и стилем архитектора, после чего попробовать себя в роли создателей урбанистических ландшафтов. Правда, в зале с цветными принтами не было видно, что кого-то ожидали, но смотрительница сказала, что записалось только двое, и скоро кто-то придёт. Застеснявшись и не зная, на каком языке она будет проводиться только, мы решили освободить сотрудников музея от дальнейшего рассказа о городе Хундертвассера и пойти в другое место, слегка изменив первоначальный наш путь.

Совсем недалеко, в доме-музея армянского советского педагога, поэта, переводчика и писателя, в том числе исторических романов, Дереника Демирчяна, было объявлено о представлении театра-студии кукол "Агулис".

Надпись на английском: "Кукольное представление". Но почему в телевизоре?..
Представлял спектакль, а также играл некоторые мужские роли, известный армянский актёр, сценарист и режиссёр Ерванд Манарян.

Ерванд Манарян вместе со своими сыном вёл на армянском государственном телевидении детскую программу.
Он мило объяснил приведённым родителями деткам, что куклы не могли остаться в стороне от праздника и покажут адаптированную сказку выдающегося армянского писателя и поэта Ованеса Туманяна "Бесхвостая лиса". Лили отлично нашёптывали мне перевод мне прямо в ухо, чтобы на неё не шикали вокруг, и сказка с моралью о том, что порой трудно обратить плохие поступки, мне очень понравилась. А ещё я вспомнил некоторые основные армянские слова. Мы с женой впервые были на подобном представлении и обязательно поведём на такие наших детей, чтобы они общались с Манчуком - рассказчиком и взаимодействовали с другими героями, постоянно обращающимися к залу.

Актёры еле сдерживали смех, произнося реплики персонажей интересным для детей способом.
После этого мы пошли к дому-музею армянского композитора и дирижёра Александра Спендиарова, в честь которого назван театр оперы и балета в Ереване, где мы совсем недавно были вместе с нашими друзьями из Франции.

Рыцарь и его царевна
Уже приближаясь, мы услышали шум, поскольку возле здания решили по полной использовать большую площадку, где расположили мольберты для детей.

Обычно возле дома по улице Налбандяна, 21 не так людно.
Также на ней на фоне театральных афиш разных лет выступали детские ансамбли, которые играли на национальных музыкальных инструментах: дхоле (это такие лёгкие барабаны, по которым бьют рукой), кануне (похожим на цимбалы), тареуде  и, конечно, дудуке.

Концерт снимали как телекамеры, так и бесившие нас люди, считающие планшеты фотоаппаратами.
А пара юных танцоров исполнила традиционный армянский танец с платочками.

Танцевали они очень осторожно, но вдохновенно. Девочку не снял из-за сбоя приложения камеры.
В импровизированном киоске можно было попробовать какао по рецепту одного из основоположников армянской классической музыки, но перед этим нужно было дать копеечное пожертвование (естественно, в местных драмах) на нужды дома престарелых.

Даже картонную стену киоска выполнили с традиционными армянскими узорами.
За это также давали подтверждающую акт благотворительности наклейку.

Объявление сзади на армянском и английском приглашает к началу экспозиции на втором этаже.

Сам музей был закрыт, потому что все сотрудники, очевидно, были заняты в происходящем на улице.

Традиционно в Армении туристам удобно видеть всё не только на армянском, а также русском и английском.
По пути к "обеденному перерыву" в одном из любимых нами фаст-фудов "KFC" мы заметили какую-то движуху и сразу направились на пересечение Северного проспекта с улицей Теряна, где возле продуктового магазина "Москвичка" поставили британскую телефонную будку, возле которой в форме английских караульных Букингемского дворца маршировали... девушки, которые проводят всевозможные торговые акции. От них мы узнали, что это было презентация какой-то марки сигарет. После её окончания разошлись все зеваки так же быстро, как и собрались.

Найди Лондон в Ереване!
А напоследок мы отправились в масштабный музей истории Еревана, где на объёмный макет город проектировали месторасположение тех или иных исторических памяток.

Объявления в старых армянских газетах на русском с дореволюционной орфографией.
А ещё в музее показывали современные виды столицы Армении в высоком разрешение.

А так традиционно выглядело убранство богатого городского дома в Ереване в прежние времена.
Поскольку без гида в музее было не так интересно, а у меня от избытка информации разболелась голова, мы решили закончить на этом походы в музее, которые в большинстве были открыты до полуночи.

В магазине у знатного купца Африкяна (надпись на древнерусском)
Напоследок мы купили пару открыток со снимками старого города и фотографиями благородных семей позапрошлого века.

Чем мы не состоятельная семья купеческого города Эревани?
Следует добавить, что поддавшись моде, мы также снимали с помощью смартфона свои музейные "селфи" (правда, фотографируя друг друга) и отправляли их с помощью мобильного приложения для акции "Калейдоскоп ночи". Хотя приложение было только на французском (вот уж эти надменные французы, как недавно сами признались наши друзья из Франции, гостившие в Армении), а интерфейс я бы не назвал интуитивным, мы умудрились засветиться в виртуальной галерее, которая демонстрировалась во многих музеях по всей Европе и в России.

Проекция галереи "Калейдоскопа ночи" на стену дома-музея Александра Спендиарова
Наверное, подобная задумка максимально полно реализует идею нитей между разными посетителями, поколениями и мировыми культурами, выраженным в слогане Международного дня музеев 2014 года "Связи, созданные коллекциями музеев".

На древе градов в музеи истории есть и Марсель, где живут родные Лили.
В воскресенье музеи тоже были открыты бесплатно, но не допоздна, да и начинается уже новое мероприятие - целая Европейская информационная неделя с кинопоказами, выставками и концертами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий