27 июня 2010 г.

Итоги первого дня III модуля MediaNext в Донецке

Закончился первый день тренинга. Разошлись по домам, гостям, отелям участники и организаторы. Настало время проанализировать, чего мы все добились за первый день. Так как в конце дня времни для feedback’a не было дано (то, чем в последнее время страдают многие тренеры, а зря!), попробую дать оценку в своём блоге.

Все тренинг познаются в сравнении. Тренинги бывают разных типов: большей мерой развлекательные (как у сессий Youth European Parliament с постоянными очень интересными, порой забавными, заданиями по тим-билдингу, например), большей мерой информативные (как краткие, но содержательные занятия в медиашколе, как в марте от сети издания “а5”, так и сейчас, от “Донбасс-Медиа”) и даже совершенно ненужные (были в моей жизни и такие – на которых я либо не получил новой информации, либо просто был вынужден посетить ради иной причины… чего только не было…). Очень редко получается так, что значительная доля информативности перемежается с неформальным общением. Сегодня – счастливое исключение. Жаль, что недолго будет длиться счастье моё. Уже в понедельник – государственный выходной (День Конституции, как никак, хотя я всё равно будут отдыхать).

Чем-то этот тренинг напомнил мне тренинговый курс Changing Locally – Cooperating Internationally от Youth in Action в Польше уже двухлетней давности. Правда, на эти выходные в Донецке приехало меньшее количество участников. Зато вечером почти все собрались в пиццерии для продолжения общения. Обо всём. О личном. О профессиональном. О наболевшем. Чаще всего - о журналистике и собственном месте в нём. Ещё утром нам дали задание спросить у напарника, чем тот хочет заниматься через два года. А к вечеру стало ясно, кто из приехавших осуществляет конкретные шаги к своей цели. Некоторые мои друзья, в том числе из ЖЖ, получившие приглашение на тренинг, решили не прийти (есть у меня такая информация…) – но одно дело, когда из-за занятости, а совсем другое – из-за нежелания. Я бы назвал это непоследовательностью. Нельзя получить диплом и больше не учиться. Нельзя посетить один тренинг и потом не ходить на остальые. Основная цель тренинга – передать информацию коллегам, друзьям, как было удачно замечено ещё утром. А как каждый использует полученные знания – уже личное дело участников. Хотелось бы, чтобы люди, которые только зарегистрировались в twitter, продолжили его использовать для развития собственных проектов (придумывайте новые хеш-теги! кстати, идея для старт-апа: справочник хеш-тегов Твиттера. Дарю. Всё равно их уже слишком много, но вот порекомендуйте мне наиболее полные…) Советы по улучшению сайтов гораздо важные для сегодняшних участников, потому что я не думаю, что Korrespondent.net прислушается к нашим советам по улучшению контента.

Польша два года назад – это Евро-2008. Походы в пабы, ещё надеющиеся лица после ничьей с Австрией, флаги, речёвки… Украина сегодня – чемпионат мира-2010 на экране телевизора тут же, в кафе между полос обширного дорожного движения, сразу на двух телеканалах на выбор - но такой далёкий. Впереди – собственное, совместное с той же Польшой, Евро-2012, которого ожидают, на которое надеются, которое будет тут, рядом… Вот на этом стадионе недалеко от места тренинга, который так неожиданно выделяется на фоне “старого” Донецка.

Что произошло за два года? Грянул кризис. Закрылись издания. KP Media перестал выпускать “Афишу” и продал Kyiv Post. Из Киева ушёл TimeOut. Молодёжные издания перестали получать достаточное финансирование. Для имиджа теперь необходимо иметь twitter и профиль в Facebook (первый с такой целью и завёл, а вот про второй я всегда думал, что он для общения… ан нет! из своей странички можно сделать просто онлайн-трансляцию своей веб-активности). А сколько всего произойдёт за следующие два года? Какие появятся новые платформы и тренды? Будем ли писать с мобильных устройств или новых гаджетов, нам ещё незнакомых? Время покажет. Но мы, журналисты конвергентных медиа, должны оставаться на передовой технологии. Когда большинство пользователей станет читать новости с электронных книг, когда бизнесмены станут использовать приложения iPad – мы уже должны присутствовать там. Иначе наше место займут другие, более предусмотрительные. Хотя порой кажется, что социальные сети дают мало пользователей (совет дня: замерять их успех, останавливаясь только на успешных инструментах), не следует от них отказываться: учитывая отставание развития Рунета и Уанета от США, логично предположить, что скоро шаринг ссылок станет популярным и у наших читателей. Готовые к этому просто уже сейчас смотрят в будущее. Заигрывать с новыми сервисами стоит хотя бы потому, что никогда не знаешь, какой из них “взорвётся”, как тот же Twitter. Дилемма слишком большого присутствия в сети для журналистов проще, чем для подростков, не знающих, зачем им столько страничек в соцсетях – чем большее количество потенциальной аудитории захватывается, тем лучше. Поэтому, хоть кому и не нравятся и ВКонтакте с Одноклассниками – там могут находится ваши читатели. А вы ещё не с ними? Стоит лишь отличать профессиональное от личного и не путать их. Поэтому теперь у меня на тренингах никаких личных hidden agenda (хотя, может, я вру? Но сегодня лучше я схожу в кино – всё-таки ретроспектива Параджанова идёт, и снова некому будет разделить моё тихое счастье от возможности сделать столько много в один день.) Современный журналист не заснёт, пока сам лично не выложит свой материал, не пропиарит его. не добавит ссылки, теги и пр. Свой сайт сделать стало совсем легко. Теперь другая проблема – необходимость “отсеивать” лишнюю информацию: мы читаем только заголовки, мельком просматриваем новости – а всё для того, чтобы из “шума” уловить что-то выделяющееся. Лучший способ для этого для каждого уникален, но преимущество “облачного” размещения контента в том, что не нужно задумываться, где он. Вдруг “облако” исчезнет? Когда это произойдёт, ни вам, ни вашим читателям, оно уже не будет нужно.

А вообще, хочется процитировать пожелания одного из участников тренинга, чтобы каждый стал гражданским репортёром. Снял видео – отошли на YouTubе ещё с мобильного. Узнал интересную новость – напиши с нетбука в блог. Увидел интересную ссылку – поделись ею ВКонтакте и на Facebook. Будут ли все это делать? Утопия? Или реальность послезавтрашнего дня? Пока у меня есть много знакомых, которые днями не заходят в сеть, такое кажется практически невозможным. Но я снова путаю личное и профессиональное. Надо ориентироваться на целевую аудиторию. А друзьям я при личной встрече всё расскажу.

Во второй день будем анализировать юзабилити сайтов и источники траффика. Наверное, будет больше речь идти о медиа как бизнесе. По крайней мере, так хочется. Чтобы писать эти строки, надо зарабатывать на доступ в Интернет. Надеюсь, что будет так же интересно, как и в первый день. Надеюсь, что заряд энтузиазма не испарится от множества “но” и “если” скептиков – но я этого не боюсь: ещё 15 человек сегодня думали о том же, что и я, а значит – я не одинок.

3 комментария:

  1. Класний пост :) Так, вчора забули про зворотній зв'язок після першого дня. Які є побажання на сьогодні? Більше інформації про медіа як бізнес?

    ОтветитьУдалить
  2. Feedback был на пиве, я считаю

    ОтветитьУдалить
  3. я думаю, что это пожелание уже осуществляется (на часах 10:41). А так пожелания... Я думаю, что просто люди опытные, поэтому объяснять про правило поднятой руки, свободной ноги объяснять не надо...

    ОтветитьУдалить